7 апреля 1934 года приказом Народного комиссариата снабжения СССР в целях охраны рыбных запасов и контроля за рациональным использованием сырьевых рыбных ресурсов из состава Главрыбы было выделено Главное управление регулирования рыболовства, рыбоводства и рыбохозяйственной мелиорации (Главрыбвод) со штатом 15 человек. Подчинялся Главрыбвод непосредственно Наркомснабу СССР.
Эта дата официально считается днем рождения органов рыбоохраны и нашей страны. Но сказанное вовсе не означает, что вопросам сохранения природных ресурсов раньше не уделялось никакого внимания.
Еще в декабре 1918 года в России было образовано Главное управление по рыболовству и рыбной промышленности (Главрыба) при Народном комиссариате продовольствия. На Главрыбу были возложены такие функции: разработка мер охраны водных пространств и сбережения природных рыбных запасов; установление запретных для рыболовства участков и сроков; общее руководство регулированием рыболовства и практическим осуществлением государственного искусственного рыборазведения. В феврале 1919 года ВЦИК принял постановление «Об охране природных богатств», в мае 1921 года был опубликован декрет Совнаркома «Об охране рыбных и звериных угодий в Северном Ледовитом океане и Белом море».
Узнав в 1922 году о незаконном лове и хищническом использовании рыбных запасов в низовьях Дона, предсовнаркома В.И. Ленин потребовал тщательно проверить факты злоупотреблений и строго наказать виновных.
«Мне сообщили, – писал он в записке от 5 декабря 1922 года, – что в результате сильного ослабления рыбного промысла во время войны в Азовском море вновь появилась в промысловом количестве тарань, утерявшая было вследствие хищнического лова значение промысловой рыбы. Появилось также много молоди рыбы осетровых пород, в том числе почти переведшейся белуги. Но, с одной стороны, тотчас начался неудержимый, ничем не ограничиваемый, хищнический вылов молоди осетровых рыб, который может быстро аннулировать благоприятное влияние войны. С другой стороны, в низовьях Дона якобы творилось, а, может быть, и творится, нечто невообразимое…
Следует не только припугнуть, но и как следует притянуть и почистить за эти безобразия».
Таким образом, проблема сохранения водных биологических ресурсов стояла очень остро и тогда, но только спустя почти 12 лет был создан специальный орган, призванный конкретно и предметно заниматься рыбоохраной.
Сложный путь прошли и органы рыбоохраны Сахалинской области. Долгие годы работой по охране водных биологических ресурсов занимался Сахалинрыбвод, созданный в 1946 году. Год от года росла его техническая оснащенность, росли и набирались опыта люди, избравшие своей основной целью борьбу с браконьерством. Появлялись и успешно решались новые задачи.
Обеспокоенное угрозой полного уничтожения лососей, советское правительство в 1956 году заключило с Японией конвенцию об охране лососевых в западной части Тихого океана. Уловы лососевых в послевоенные годы резко сократились главным образом из-за того, что на пути их миграции японские рыбаки выставляли на сотни километров дрифтерные сети, производя хищнический лов.
В соответствии с договоренностью обе стороны вылов лососевых ограничили определенными местами, сроками и размерами. Это улучшило условия сохранности рыбных стад.
Однако этих мер оказалось недостаточно. Японские рыбаки-браконьеры продолжали запрещенный лов в открытой части Тихого океана. Чтобы пресечь его, требовался флот.
Для Сахалинрыбвода было выделено судно – РС «Дозорный». Позднее появились и другие, более современные суда, которые успешно пресекали деятельность иностранных браконьеров. Для контроля за работой иностранных судов, работавших в нашей экономической зоне, активно использовалась авиация – летчики-наблюдатели, специалисты рыбоохраны, на арендованных самолетах Ил-14 и Ил-18 контролировали практически все районы промысла.
Немало работы было и на берегу, где инспектора рыбоохраны опекали наши многочисленные нерестовые реки, борясь с браконьерами, уходя порой в тайгу на десятки километров – ведь именно безлюдье ценят те, кто безжалостно уничтожает наше рыбное богатство. Работа эта нередко была сопряжена с риском для жизни (ведь не для забавы имели при себе огнестрельное оружие работники рыбоохраны). Но об этом старались не думать. Не только в хоккее имеются настоящие мужчины.
Не очень заметная, но такая важная часть работы инспекций рыбоохраны – сохранение экологического благополучия наших рек. Речь идет о том, чтобы не попадали в них неочищенные стоки, чтобы не было разливов нефтепродуктов, чтобы хозяйственная жизнь человека во всех ее проявлениях не влияла на чистоту нерестовых рек.
Стоять на охране водных биологических ресурсов – это не то что охранять какой-либо объект. Ко всему прочему, как бы ни был инспектор технически оснащен, это еще и тяжелая физическая работа. А попробуй-ка в путинное время пройти по таежным тропам не один десяток километров! И ведь работают здесь не какие-то там атлеты и мастера спорта, проводящие значительную часть времени в тренировках. Нет, это обычные люди, которые отличаются от многих других не только тем, что любят природу, но и готовы отстаивать ее от любых посягательств. И остаются верны этой задаче, этой цели на долгие-долгие годы. Поэтому особые слова признательности хотим мы сказать накануне юбилея органов рыбоохраны ветеранам – и тем, кто уже находится на заслуженном отдыхе, но о которых с теплотой вспоминают их бывшие сослуживцы, и тем, кто еще находится в рабочем строю.